Блог

Цифровая печать на выставке Ростана Тавасиева в музее Декоративно-прикладного искусства

Цифровая печать на выставке Ростана Тавасиева в музее Декоративно-прикладного искусства

28 февраля 2020

Художник, опередивший время

Любое произведение декоративно-прикладного искусства, и текстиль, в особенности, подчинено законам практического употребления в повседневной жизни. Возможности его создания всегда опираются на развитие технологий и производственные возможности. Ростану Сосланбековичу Тавасиеву (1938-2006) почти удалось разорвать эту связь и создать предметы одновременно с утилитарными и художественными функциями: его текстильные панно и платки могут быть, в том числе, классифицированы, как предметы чистого искусства, предназначенные не только для бытового использования , но и для эстетического удовольствия.

Основной этап творчества художника пришелся на сложный период социальных и политических изменений, происходящих в стране. С 1973 по 1993 год художник работает в комбинате прикладного искусства при Художественном фонде СССР, где в предыдущие годы росписником, художником, который по эталону в ручную, наносит недостающие части рисунка после шелкографии , его мать, Мария Федоровна Тавасиева.

Комбинат считался хорошим, практически, элитным местом для работы среди художников и устроиться туда было не просто. Произведения КПИ расходились по всей стране , а эталонные рисунки текстиля на ткани и бумаге, «матерчики» и «кроки» выкупались другими предприятиями, соответственно высокой была и оплата работы художников. Интерьерная и текстильная группы выпускали самые разные изделия, начиная от агитационных листовок на ткани «пшиков», как называли их сотрудники комбината, до скатертей и ковриков и, конечно, платков.

Цех декорирования ткани при комбинате имел свое шелкографическое оборудование . Его технические возможности оказывали большое влияние на художественный рисунок . Технологические реалии цеха позволяли производить самые простые на то время произведения основанные на печати контура и одного-двух цветов с дорисовкой вручную еще нескольких. Это были достаточно слабые мощности. Для сравнения, в те же годы, российское Павловопосадское производственное платочное объединение (сегодня это «Павловопосадская платочная мануфактура») , используя аналогичные технологии, шаблоны в полный размер платка, с сеткой натянутой на раму и покрытой воском, наносят на ткань до 16 цветов, а зарубежные производства до 64 , а некоторые и 72 цветов. Используемые комбинатом красители не позволяли создавать сложные по цветовому решению композиции, и каждый художник старался применять те цвета, которые наиболее удачно воспроизводились в цехе декорирования.

Перед авторами стояла сложная задача, создать выразительные произведения декоративно-прикладного искусства используя очень ограниченные средства, при этом художественный совет комбината требовал нестандартных решений, выразительности, полного раскрытия темы и глубокого художественного подхода от творческих сотрудников. Все это во многом обусловило тематический подход Ростана Тавасиева к рисунку. Самым распространенным и востребованным типом рисунка, легко воспроизводимым имеющимися технологическими средствами, был цветочный рисунок в продиктованной техническими возможностями производства плоскостной графике без излишних деталей. На нем специализировалась основная группа художников. В связи с этим, Тавасиев, практически не употреблял элементы флоры в своих произведениях. Флора в его рисунках возникает только как связующие и поддерживающие элементы классических орнаментальных групп, и полностью уходит в предметные изображения. Основными темами, в период работы на комбинате становятся: исторические , событийные и агитационные. Технические возможности комбината, не позволяющие создавать особенно сложные художественные решения , продиктовали сдержанность и простоту , использование крупных элементов и темных цветов.

В 1993 году комбинат закрывают, и для многих творческих людей России начинается трудный период поиска способов выживания. Именно в это время талант Тавасиева раскрывается в полной мере. Вместе с женой, художницей Татьяной Юрьевной Тавасиевой они начинают производить на дому в мастерской в Абрамцево платки и живописные панно, используя при этом технику горячего батика. Текстильной основой платков стали шелковые фуляр и туаль. Фуляр, легкая, полупрозрачная платочная ткань , требующая внимательного и бережного отношения. Этот мягкий, тонкий материал полотняного переплетения, обладает характерным собственным блеском, отлично драпируется и ложится красивыми складками. Все это делает ее незаменимой в производстве аксессуаров. Как многие шелковые ткани , фуляр реагирует на температуру тела, в холодное время года согревает, а в теплое приятно охлаждает. Туаль -, лёгкая, полупрозрачная натуральная шелковая ткань выбиралась, чуть плотнее фуляра . Оба вида ткани традиционно использовались художниками для ручной росписи, так как по ним легко движется кисть , хорошо растекаются и экономно расходуются краски. В домашней работе, готовую ткань замачивали в пропиточном составе, называемом среди художников «загустка», который при высыхании придавал материалу необходимую для росписи жесткость, сходство с традиционным холстом. Рисунок контура наносили стеклянными трубочками с особым составом «резервом» на основе резинового клея. Для придания контуру особого цвета в него добавляли масляную и краску и дальше вели роспись обычными кистями. После нанесения рисунка , подсушенный платок заворачивали в бумагу и подвешивали на несколько часов над паром. Таким простым способом имитировался достаточно сложный индустриальный процесс зреления ткани, во время которого краска проникает в структуру текстильного волокна и фиксируется, а также становится более яркой и насыщенной. После обработки паром платок стирался и промывался до тех пор, пока вода переставала быть окрашенной.

Преимущество ручной росписи по сравнению с работой на комбинате было в том, что теперь Ростан Тавасиев не был скован условиями шаблонной печати и ограничениями в цвете. Художник смело мог использовать любые цветовые сочетания и его талант видеть цвет проявился в полной мере. С самого начала в своей домашней работе Тавасиев экспериментирует в графике, уходя от привычных тем комбината к более актуальным .Так появляются панно созданные на самые разнообразные темы: от историй с восточными красавицами до петербургских сюжетов со сложных орнаментальных решениями в стилистике , опережающей основные тренды текстильного западного дизайна . Художник начал использовать наиболее знаковый для моды анималистические принты , например, леопардовый рисунок в абстрактных работах , что являлось одной из констант европейской моды, но было абсолютно не характерно для российских текстильных художников. Возможно, он увидел использование этого рисунка на эпохальной выставке Ива Сен Лорана проходящей в 1986 году в Москве и нашел его новые блестящие интерпретации .

Главным отличительным признаком всех работ Тавасиева стал цвет . Благодаря постоянным экспериментам Татьяны Тавасиевой с составами и техническими процессами, художнику удалось сохранить в готовых изделиях необычно яркие глубокие цвета, используя сложные приемы деграде и цветовых растяжек не характерные для горячего батика. Больше не ограниченный больше размерами шаблонов он переходит к большим расписанным вручную шелковым панно , которые становятся его визитной карточкой. Батальные сцены и исторические эпизоды, а также целая серия произведений на церковные темы , написанные в единственном экземпляре составляют выставочные циклы. Чтобы спасти деликатный шелк от повреждения, автор придумывает собственную систему экспонирования, взяв за основу древнерусские свитки и прикрепив к лицевой части защитную хлопчатобумажную ткань.

Творческое наследие художника, только сейчас начинает пристально изучаться искусствоведами. В него входят не только готовые работы, но и несколько сотен контурных эскизов платков на кальке, многие из которых художник при жизни не успел воплотить в ткани. Большинство из них, благодаря коллекционерам, приобрело новую жизнь. Работы были восстановлены, сделаны цветовые решения и воспроизведены на шелке и других материалах в виде платков , с помощью новейших технологий цифровой печати, которые в полной мере отражают стремление автора придать текстилю необычный сложный цвет.

Индустриальная революция 4.0 повлияла на все технологии в текстиле. Самые главные изменения произошли в сфере нанесения рисунка на ткань. На смену традиционному матричному способу пришли новые машины позволяющие наносить рисунок прямо на ткань с помощью текстильного принтера. Ушли в небытие ограничения по количеству используемых цветов. Появились безграничные возможности для воспроизведения рисунка с фотографической точность и сохранением стилевых особенностей авторского почерка. Работы Тавасиева идеально вписались в новые условия.

В издании вы увидите не только авторские оригинальные работы, и кальки не получивших завершение платков , но и современные интерпретации некоторых работ Ростана Тавасиева, выполненные московскими текстильными художниками.
Воплощенные в ткани они наглядно продемонстрировали , что Ростан Тавасиев намного опередил свое время, и является одним из величайших мастеров современного текстильного дизайна наследие которого займет важное место в мировой культуре.
40 платков для экспозиции выставки «Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев 1938-2006» напечатаны на фабрике цифровой печати на ткани Solstudio Industry.

Александра Калошина



Взгляд в будущее. Тренды сезона AW 20/21. Часть 1

28 февраля 2020

Завершились главные отраслевые выставки, включая парижскую Premiere Vision, и мы готовы поделиться результатами, впечатлениями, выводами о новом сезоне с точки зрения рисунка и потребителя. Как у любой студии, у нас сформировался свой круг клиентов. Мы не можем однозначно сказать, какой рынок для нас в приоритете: по объему продаж, конечно, Турция и Китай, по проявленному интересу – целый ряд...




Solstudio на выставке Première Vision в Париже

13 февраля 2020

С 11 по 13 февраля в Париже проходит международная текстильная выставка Première Vision. Дважды в год площадка собирает около 300 экспонентов, ее гостями становятся более 55 000 профессионалов индустрии моды. Три выставочных дня определяют, каким будет сезон SS21. Наша студия текстильного дизайна Solstudio Textile Design является постоянным участником с 2015 года в разделе Premiere Vision...




Взгляд в будущее. Тренды сезона AW 20/21. Часть 2

27 декабря 2019

Каждый сезон мы рисуем флору, это примерно 75% нашего портфолио. Цветы в графике и Классические цветы -  особенность сезона в том, что происходит перетекание одной темы в другую, в основе которого повторение линий: темы «земли», «мрамора», «игра волн». Именно это придает сезону целостность и помогает формировать коллекцию. «Классические цветы» очень реалистичны, их отличает особая...




Что мы будем носить летом 2020

30 ноября 2019

Направления сезона Главное ощущение сезона - цветовой взрыв, впечатление цвета, влияние цвета – на очень ярком фоне такие же яркие элементы, иногда даже неожиданного, несопоставимого цвета. В этом сезоне много используются обычные компьютерные фильтры, применения которых мы всегда старались избегать, но это не прямое использование. Фильтры должны соответствовать идее, придавать эмоциональную...




Работа нашей второкурсницы вошла в обзор WGSN

23 октября 2019

Уже третий год мы каждую пятницу обучаем в студии второкурсников из Академии им. Строганова . Результат работы: восемь месяцев обучения по специальной системе, которую мы разработали сначала для наших сотрудников, а потом адаптировали для студентов и одна из студенческих работ вошла в обзор специалистов WGSN сезон 2020/21, то есть, стала мировым трендом. Это уже вторая работа за три года....