Цифровая печать на выставке Ростана Тавасиева в музее Декоративно-прикладного искусства
28 февраля 2020
Художник, опередивший время
Любое произведение декоративно-прикладного искусства, и текстиль, в особенности, подчинено законам практического употребления в повседневной жизни. Возможности его создания всегда опираются на развитие технологий и производственные возможности. Ростану Сосланбековичу Тавасиеву (1938-2006) почти удалось разорвать эту связь и создать предметы одновременно с утилитарными и художественными функциями: его текстильные панно и платки могут быть, в том числе, классифицированы, как предметы чистого искусства, предназначенные не только для бытового использования , но и для эстетического удовольствия.
Основной этап творчества художника пришелся на сложный период социальных и политических изменений, происходящих в стране. С 1973 по 1993 год художник работает в комбинате прикладного искусства при Художественном фонде СССР, где в предыдущие годы росписником, художником, который по эталону в ручную, наносит недостающие части рисунка после шелкографии , его мать, Мария Федоровна Тавасиева.
Комбинат считался хорошим, практически, элитным местом для работы среди художников и устроиться туда было не просто. Произведения КПИ расходились по всей стране , а эталонные рисунки текстиля на ткани и бумаге, «матерчики» и «кроки» выкупались другими предприятиями, соответственно высокой была и оплата работы художников. Интерьерная и текстильная группы выпускали самые разные изделия, начиная от агитационных листовок на ткани «пшиков», как называли их сотрудники комбината, до скатертей и ковриков и, конечно, платков.
Цех декорирования ткани при комбинате имел свое шелкографическое оборудование . Его технические возможности оказывали большое влияние на художественный рисунок . Технологические реалии цеха позволяли производить самые простые на то время произведения основанные на печати контура и одного-двух цветов с дорисовкой вручную еще нескольких. Это были достаточно слабые мощности. Для сравнения, в те же годы, российское Павловопосадское производственное платочное объединение (сегодня это «Павловопосадская платочная мануфактура») , используя аналогичные технологии, шаблоны в полный размер платка, с сеткой натянутой на раму и покрытой воском, наносят на ткань до 16 цветов, а зарубежные производства до 64 , а некоторые и 72 цветов. Используемые комбинатом красители не позволяли создавать сложные по цветовому решению композиции, и каждый художник старался применять те цвета, которые наиболее удачно воспроизводились в цехе декорирования.
Перед авторами стояла сложная задача, создать выразительные произведения декоративно-прикладного искусства используя очень ограниченные средства, при этом художественный совет комбината требовал нестандартных решений, выразительности, полного раскрытия темы и глубокого художественного подхода от творческих сотрудников. Все это во многом обусловило тематический подход Ростана Тавасиева к рисунку. Самым распространенным и востребованным типом рисунка, легко воспроизводимым имеющимися технологическими средствами, был цветочный рисунок в продиктованной техническими возможностями производства плоскостной графике без излишних деталей. На нем специализировалась основная группа художников. В связи с этим, Тавасиев, практически не употреблял элементы флоры в своих произведениях. Флора в его рисунках возникает только как связующие и поддерживающие элементы классических орнаментальных групп, и полностью уходит в предметные изображения. Основными темами, в период работы на комбинате становятся: исторические , событийные и агитационные. Технические возможности комбината, не позволяющие создавать особенно сложные художественные решения , продиктовали сдержанность и простоту , использование крупных элементов и темных цветов.
В 1993 году комбинат закрывают, и для многих творческих людей России начинается трудный период поиска способов выживания. Именно в это время талант Тавасиева раскрывается в полной мере. Вместе с женой, художницей Татьяной Юрьевной Тавасиевой они начинают производить на дому в мастерской в Абрамцево платки и живописные панно, используя при этом технику горячего батика. Текстильной основой платков стали шелковые фуляр и туаль. Фуляр, легкая, полупрозрачная платочная ткань , требующая внимательного и бережного отношения. Этот мягкий, тонкий материал полотняного переплетения, обладает характерным собственным блеском, отлично драпируется и ложится красивыми складками. Все это делает ее незаменимой в производстве аксессуаров. Как многие шелковые ткани , фуляр реагирует на температуру тела, в холодное время года согревает, а в теплое приятно охлаждает. Туаль -, лёгкая, полупрозрачная натуральная шелковая ткань выбиралась, чуть плотнее фуляра . Оба вида ткани традиционно использовались художниками для ручной росписи, так как по ним легко движется кисть , хорошо растекаются и экономно расходуются краски. В домашней работе, готовую ткань замачивали в пропиточном составе, называемом среди художников «загустка», который при высыхании придавал материалу необходимую для росписи жесткость, сходство с традиционным холстом. Рисунок контура наносили стеклянными трубочками с особым составом «резервом» на основе резинового клея. Для придания контуру особого цвета в него добавляли масляную и краску и дальше вели роспись обычными кистями. После нанесения рисунка , подсушенный платок заворачивали в бумагу и подвешивали на несколько часов над паром. Таким простым способом имитировался достаточно сложный индустриальный процесс зреления ткани, во время которого краска проникает в структуру текстильного волокна и фиксируется, а также становится более яркой и насыщенной. После обработки паром платок стирался и промывался до тех пор, пока вода переставала быть окрашенной.
Преимущество ручной росписи по сравнению с работой на комбинате было в том, что теперь Ростан Тавасиев не был скован условиями шаблонной печати и ограничениями в цвете. Художник смело мог использовать любые цветовые сочетания и его талант видеть цвет проявился в полной мере. С самого начала в своей домашней работе Тавасиев экспериментирует в графике, уходя от привычных тем комбината к более актуальным .Так появляются панно созданные на самые разнообразные темы: от историй с восточными красавицами до петербургских сюжетов со сложных орнаментальных решениями в стилистике , опережающей основные тренды текстильного западного дизайна . Художник начал использовать наиболее знаковый для моды анималистические принты , например, леопардовый рисунок в абстрактных работах , что являлось одной из констант европейской моды, но было абсолютно не характерно для российских текстильных художников. Возможно, он увидел использование этого рисунка на эпохальной выставке Ива Сен Лорана проходящей в 1986 году в Москве и нашел его новые блестящие интерпретации .
Главным отличительным признаком всех работ Тавасиева стал цвет . Благодаря постоянным экспериментам Татьяны Тавасиевой с составами и техническими процессами, художнику удалось сохранить в готовых изделиях необычно яркие глубокие цвета, используя сложные приемы деграде и цветовых растяжек не характерные для горячего батика. Больше не ограниченный больше размерами шаблонов он переходит к большим расписанным вручную шелковым панно , которые становятся его визитной карточкой. Батальные сцены и исторические эпизоды, а также целая серия произведений на церковные темы , написанные в единственном экземпляре составляют выставочные циклы. Чтобы спасти деликатный шелк от повреждения, автор придумывает собственную систему экспонирования, взяв за основу древнерусские свитки и прикрепив к лицевой части защитную хлопчатобумажную ткань.
Творческое наследие художника, только сейчас начинает пристально изучаться искусствоведами. В него входят не только готовые работы, но и несколько сотен контурных эскизов платков на кальке, многие из которых художник при жизни не успел воплотить в ткани. Большинство из них, благодаря коллекционерам, приобрело новую жизнь. Работы были восстановлены, сделаны цветовые решения и воспроизведены на шелке и других материалах в виде платков , с помощью новейших технологий цифровой печати, которые в полной мере отражают стремление автора придать текстилю необычный сложный цвет.
Индустриальная революция 4.0 повлияла на все технологии в текстиле. Самые главные изменения произошли в сфере нанесения рисунка на ткань. На смену традиционному матричному способу пришли новые машины позволяющие наносить рисунок прямо на ткань с помощью текстильного принтера. Ушли в небытие ограничения по количеству используемых цветов. Появились безграничные возможности для воспроизведения рисунка с фотографической точность и сохранением стилевых особенностей авторского почерка. Работы Тавасиева идеально вписались в новые условия.
В издании вы увидите не только авторские оригинальные работы, и кальки не получивших завершение платков , но и современные интерпретации некоторых работ Ростана Тавасиева, выполненные московскими текстильными художниками.
Воплощенные в ткани они наглядно продемонстрировали , что Ростан Тавасиев намного опередил свое время, и является одним из величайших мастеров современного текстильного дизайна наследие которого займет важное место в мировой культуре.
40 платков для экспозиции выставки «Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев 1938-2006» напечатаны на фабрике цифровой печати на ткани Solstudio Industry.
Александра Калошина